Мы можем с уверенностью сказать, что в последние годы экономика нашего государства, развивающаяся по сравнению с другими странами, преодолела новые ступени развития, создавая эффективные реформы в условиях глобального кризиса. Несомненно, движущей силой экономики страны является производство конкурентоспособных экспортных товаров в мире. Одним из наиболее актуальных вопросов является своевременная и своевременная транспортировка продукции отечественных производителей за границу без ущерба для их качества.
Трансфер должен увеличиваться
Самый крупный рынок для Казахстана – страны, входящие в Евразийскую экономическую зону. К сожалению, мы видим, что пандемия короновируса дала немного ощутить похолодание. По данным Комитета по статистике, за январь-июль текущего года взаимная торговля Казахстана со странами Евразийского экономического союза составила 10 401,2 млн. долл. США. Этот показатель на 11,1% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. В том числе экспорт – 2847,4 млн. долл. США (уменьшилось на 19,4%), импорт – 7553,8 млн. долл. США (уменьшилось на 7,5%). Внешнеторговый оборот страны составляет 92,4% – в Российскую Федерацию, 4,0% – в Кыргызстан, 3,5% – в Беларусь, 0,1% – в Армению.
Северо-Казахстанская область также тесно сотрудничает с Россией, Кыргызстаном, Беларусью. Открытие магазинов в соседних регионах местным исполнительным органом в России, безусловно, также позволил увеличить объемы экспорта отечественной продукции, реализуемой в получении на руки. В результате работают девять точек сети магазинов «Казмаркет», где продается продукция только казахстанского производства. Стоит отметить, что местные товаропроизводители подписали двадцать договоров по купле-продаже с соседней страной. Среди них ТОО «Казмясопродукт», «Молочный союз», «Асиона», «Сергеевская молочная продукция" и другие. В результате таких мер удалось увеличить объемы экспорта за последние пять лет в 6 раз. Согласно статистическим данным, опубликованным на официальном сайте областного акимата, за январь-июль текущего года внешнеторговый оборот Северо-Казахстанской области с учетом взаимной торговли со странами Евразийского экономического союза составил 424,5 млн. долларов США. Из них 295,5 млн. долл. объем экспорта за отчетный период составил 119,0 млн. долл. США, что на 8,9% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Среди основных партнеров по экспорту лидируют Афганистан, Узбекистан, Китай, Бельгия, Турция, Польша. Увеличение объемов экспорта-одна из главных задач, стоящих перед экономическим развитием страны, региона.
Дефицит транспортных средств
За последние годы в стране налажен экспорт продуктов питания в ряд стран, таких как Россия и Китай. Как правило, трудно доставлять за границу скоропортящиеся сельскохозяйственные продукты, такие как молоко, мясо, рыба, овощи. По словам заместителя руководителя областного управления предпринимательства и индустриально-инновационного развития Нуржана Садыкова, в Казахстане не производятся вагоны-термосы, необходимые для бесперебойной поставки данной продукции.
– По оценкам экспертов, в сфере грузовых перевозок наблюдается дефицит вагонов. Для того, чтобы компании, занимающиеся перевозками в стране работали бесперебойно, их должно быть более 10-20 тысяч вагонов, - сказал Нуржан Садыков.
На сегодняшний день растет спрос на изотермические вагоны, которые могут поддерживать необходимую температуру в течение десяти дней, где сохраняется температура, необходимая для доставки скоропортящихся продуктов к месту назначения. В настоящее время 90% утепленных вагонов на территории СНГ изношены. Предприятия, которые занимаются модернизацией вагонов, немного. Поэтому в прошлом году АО «Петропавловский завод тяжелого машиностроения» в рамках сотрудничества с российско-казахстанским совместным предприятием «Cool infinity» приступило к выпуску новых изотермических вагонов для перевозки скоропортящихся продуктов, таких как мясо, рыбы и овощи, востребованных на рынке. Для реализации нового проекта по производству изотермических вагонов модели 16-1807-04 на общую сумму 4 470 млн. долларов США. инвестировано в тенге. Экспортная доля проекта составляет 80%. Перед началом работы руководство завода обратилось к представителям местных компаний, которые занимаются поставкой скоропортящихся продуктов питания.
Соответствует всем требованиям
После подписания двухстороннего договора подготовительные работы к разработке проекта вагонов-термосов проводились в течение двух месяцев. В то же время был восстановлен цех, который пустовал на протяжении двадцати лет и было создано 50 новых рабочих мест. Квалифицированные специалисты, освоившие новые технологии, подготовили каркас вагона в части цеха общей площадью 30 тыс. кв. метров. А во второй части цеха собирали детали. После чего внутри вагонов облицовывали полистироловыми и полиуретановыми материалами. Это, в свою очередь, повышает изотермические свойства вагона. Чтобы обеспечить непроницаемость воздуха внутрь, необходимо с большой острожностью и ответственностью подходить к изготовлению дверей. То есть, внутри транспортного средства не должен попадать тепло или холод. Важно не выходил наружу. Это потому, что это не обычный вагон, а средство перевозки скоропортящихся продуктов, таких как мясо, рыба, овощи, фрукты.
В прошлом году, строго соблюдая все эти требования, завод выпустил первые изотермические термос-вагоны. Вскоре первые два образца прошли заводские испытания. В частности, была проверена работа тормозной системы новых вагонов, коэффициент теплопроводности и другие параметры. После этого продукция была отправлена на передвижные испытания, и ее успешное прохождение было подтверждено заключением испытательного центра Российской Федерации. Первые новинки местной компании уже отправлены в соседнюю Российскую Федерацию. На заводе АО «НК» Қазақстан темір жолы " проведено тестирование с участием квалификационной комиссии. По итогам испытаний АО «Петропавловский завод тяжелого машиностроения» получило сертификат по выпуску 1200 штук вагонов в соответствии с требованиями Евразийского экономического союза. В начале августа в Москве на заседании экспертной группы вагонного хозяйства России был подтвержден сертификат завода, модель предприятия вошла в справочник «образцы грузовых автомобилей» Федерального агентства железно
дорожного транспорта Российской Федерации в качестве завода-производителя изотермических вагонов-термосов. Кроме того, предприятие получило сертификат о выпуске изотермических вагонов формы «CT-KZ». Для ознакомления с технологией производства вагонов прибыли специалисты из России города Троицк. Комиссия подчеркнула, что готовый продукт является идеальным и дала высокую оценку.
В России пользуется спросом
В результате такой масштабной работы планируется выпуск опытно-промышленной партии из 20 вагонов. Десять из них были проданы обществу с ограниченной ответственностью «Транспортная группа Транско» Российской Федерации. В январе следующего года с данной компанией было заключено соглашение о поставке еще десяти вагонов. Кроме того, было подписано соглашение с соседней компанией «Изотранс» о выпуске 60 современных вагонов. На сегодняшний день на сумму 803 млн. тенге изготовленно 20 вагонов и своевременно доставленно заказчику в срок.
А в начале этого года Товарищество с ограниченной ответственностью «Cool infinity» в целях увеличения объемов производства приняло решение о приобретении в АО «Петропавловский завод тяжелого машиностроения» производственного здания площадью 30,4 тыс. кв. метров. В настоящее время на данном месте ведутся ремонтные работы, после завершения здание будет укомплектовано необходимым оборудованием и будет построен железнодородный маршрут. В августе предприятие получило необходимую техническую документацию на производство термос-вагонов и получило необходимый сертификат в соответствии с требованиями Евразийского экономического союза. После завершения работ по реконструкции и ремонту здания планируется создать дополнительно 500 рабочих мест с целью увеличения производственных мощностей. После окончания подготовительных работ предприятие планирует выпустить 1,5 тысячи термос-вагонов в год.
Как отметил Генеральный директор Машиностроительной корпорации «Cool infinity» Валентин Каргин, этот термос-вагон позволит сохранить необходимую температуру при перевозке грузов на расстояние до 2,5 тысяч километров.
– Новые вагоны в транспортной сфере могут составить конкуренцию автомобильному транспорту. Имеется возможность доставки продовольственных товаров на расстояние до 6 тысяч километров. В одном вагоне-термосе площадью 145 кубометров можно перевезти до 58 тонн груза, - сказал Валентин Каргин, отметив, что срок службы вагона составляет 25 лет.
По словам директора компании, в настоящее время растет спрос на новые вагоны со стороны Российской Федерации и местных транспортных компаний. Кроме того, предприятия-производители продуктов могут использовать возможности современной продукции для осуществления собственных перевозок.
Заместитель генерального директора по развитию АО «Рефсервис» Станислав Станкевич, являющийся крупным оператором специализированного железнодорожного подвижного состава на территории России и стран СНГ для перевозки грузов, требующих контроля температуры, в интервью российским СМИ высказал мнение, что современные вагоны, выпускаемые в Северо-Казахстанской области, в дальнейшем будут пользоваться большим спросом на рынке. Пополнение специального парка подвижного состава новыми вагонами будет осуществляться путем удаления старых вагонов.
Доступно для отечественных компаний
Несомненно, современная продукция станет доступной и для местных предприятий. Одним из первых предприятий, которое заказало и оценило эффективность использования изотермических вагонов-термосов было Товарищество с ограниченной ответственностью «Масло – Дел» . Компания, которая более двадцати лет работающая в направлении обеспечения качественной продукцией всех регионов страны, Ближнего и дальнего зарубежья, может выпускать до 150 тыс. тонн продукции в год. В коллективе, где трудятся более 2000 человек, насчитывается более 100 видов продукции. Среди них наиболее востребованы продукты, используемые ежедневно: масло сливочное и растительное, маргарин, майонез, молоко и другие. Согласно плану освоения международного рынка, а также для осуществления развития экспорта, ТОО «Масло-Дел» открыло представительства в России, Кыргызстане в Бишкеке, Китае Урумчи. Сегодня компания экспортирует свою продукцию в такие страны, как Китай, Афганистан, Эстония, Иран, Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан. В настоящее время принят ряд мер по развитию партнерских отношений с крупными ликвидационными компаниями Ближнего и дальнего зарубежья. Поэтому у компании ТОО «Cool infinity» заказали 10 новых термос-вагонов чтобы с легкостью экспортировать скоропортящиеся продукты, таких как молоко, майонез, кетчуп. Директор компании «Cool infinity» Валентин Каргин сообщил, что пять комплектов современной продукции будут поставлены в ТОО «Масло-Дел», остальные готовы и будут отправлены в ближайшее время. По словам директора филиала ТОО» Масло-Дел " Натальи Солохиной, в настоящее время часть заказа уже поступила.
– Поскольку мы еще не успели воспользоваться вагонами, мы не можем дать ему характеристику или рассказать о недостатках и преимуществах. Ряд производимых у нас продуктов должен быть холодными, некоторые - теплыми, и их следует хранить при умеренных температурах. Требования разные. Поэтому новые вагоны в ближайшее время мы проведем необходимые испытания, проверим их соответствие требованиям и по итогам будем использовать, – сказала Наталья Николаевна.
Нет конкурентов
Если посмотреть на производство вагонов-термосов, то в странах СНГ в 2010 году такие вагоны планировал выпускать украинский завод «Азовмаш». Однако производство остановилось. Это было связано с тем, что железные дороги стран СНГ и Балтии перестали перевозить скоропортящиеся грузы. Исполнение этой задачи возложена грузовому транспорту. Тогда компания оказалась в сложной ситуации и даже прекратила свою деятельность. По информации прошлого года, завод был признан банкротом с конфискацией имущества за долги.
Сегодня широко используется оборудование немецкого производства. С момента выхода на рынок прошло почти 30 лет. То есть техника полностью изношена. Поэтому со стороны Российской Федерации спрос на продукцию, выпускаемую в нашем регионе, очень высок. Одним словом конкурентов нет. Однако не стоит забывать о том, что не конкуренция существует, а о качестве продукции. Руководство компании, взявшейся за новый проект, уделило особое внимание устранению дефектов в новом продукте для качественной перевозки скоропортящихся грузов. В рамках реализации проекта запланированные мероприятия будут успешно выполнены, и современная продукция будет востребована на рынке в будущем.
Орынбасар ТӨЛЕПБЕРГЕНҚЫЗЫ,
«Начало формы
Soltústik Qazaqstan».