В начале 2011 года Разработчиками проекта был проведен анализ ситуации на рынке железнодорожных перевозок скоропортящихся грузов и были сделаны выводы о высоких перспективах опытно-конструкторских работ в направлении разработок инновационных систем энергоснабжения вагонов, в направлении разработок моделей вагонов для данных перевозок.
Опытно-конструкторские работы по проектированию новых вагонов с улучшенными техническими характеристиками были проведены с привлечением в качестве подрядчика ООО «МГСКБВ».
Разработку инновационных систем автономного энергоснабжения вагона произведены собственными силами и, привлекая в качестве субподрядчиков конструкторские бюро российских заводов.
В результате совместной деятельности сформирована линейка перспективных инновационных решений и современных вагонов, а именно:
- вагон-термос изотермический модель 16-1807-04 для перевозки термопригодных грузов с повышенными предельными сроками доставки ,
- универсальная вагон – платформа модель 13-9565 с системой автономного энергоснабжения для перевозки рефрижераторных контейнеров и прочих грузов,
- рефрижераторный вагон модель 16-1817-01 для перевозки скоропортящихся грузов в диапазоне температур от -20 до +16 градусов Цельсия с увеличенным габаритом холодильной камеры и повышенной грузоподъемностью,
- рефрижераторный вагон модель 16-1817 с системой автономного энергоснабжения для перевозки скоропортящихся грузов в диапазоне температур от -20 до +16 градусов Цельсия с зонированием температурных режимов , с улучшенными габаритами холодильной камеры, с повышенной грузоподъемностью.
Предназначен для перевозки скоропортящихся грузов, требующих защиты от воздействия высоких и низких температур воздуха внешней среды, термически подготовленных до погрузки (замороженных, охлажденных, или обогретых) со сроком годности до 10 суток и не выделяющих биологическое тепло, а также нескоропортящихся продовольственных и непродовольственных тарно-штучных грузов.
Вагон-термос должен изготавливаться в исполнении «УХЛ» для категории размещения 1 ГОСТ 15150 с обеспечением эксплуатационной надежности в диапазоне температур от минус 60 °С до плюс 50 °С
Конкурентные преимущества перед аналогами :
- Срок доставки груза с сохранением температурного режима до 10 суток против
- 6 суток у аналогичных вагонов.
- Вагоны оборудованы датчиками контроля температуры и системой GPRS-навигацией. которая
- позволит в режиме «реального времени» проконтролировать температурный режим при погрузке
- груза, а также температурный режим при движении груза. Данные о температурном режиме будут
- поступать грузовладельцу в виде смс на телефон, либо на компьютер диспетчера.
- Теплоизоляция вагона имеет коэффициент теплопередачи 0,25 Вт/(м2К) против 0,40-0,50 Вт/(м2К)
- у существующего эксплуатируемого на сети изотермического и рефрижераторного парка вагонов.
- По заказу оператора вагоны могут быть оборудованы съемными генераторами по производству
- «бинарного» льда, эксплуатация вагонов с таким оборудованием в составе ускоренных
- рефрижераторных поездов позволит забрать объемы перевозки морепродуктов «премиум
- класса» у авиаперевозчиков на основании значительно более низкой себестоимости
- грузоперевозки.
- Нормативный срок эксплуатации вагона – 25 лет.
Грузовая база СПГ
Среднегодовой объем грузоперевозок скоропортящегося груза (СПГ) колеблется в пределах 86,0 млн. тонн.
- на долю внутригородских и пригородных перевозок приходится 54% от всего объема, что примерно равно 46,44 млн. тонн,
- на долю перевозок на средние и дальние расстояния приходится 46% от всего объема, что соответствует 39,56 млн. тонн.
Структура перевозок СПГ всеми видами транспорта на средние и дальние расстояния примерно следующая :
-
- средние расстояния от 600 до 1 500 км 20,0 млн. тонн
- переходный диапазон от 1 500 до 3 000 км 10,0 млн. тонн
- дальние расстояния от 3 000 до 10 000 км 9,56 млн. тонн
Для железнодорожной транспортной компании целевым сегментом является перевозка СПГ на дальние расстояния и конкурентным сегментом перевозка на расстояние от 1 500 до 3 000 км.
По мнению, Минтранса РФ потенциальный объем перевозок СПГ для железнодорожного транспорта составляет :
- на дальние расстояния 8,0 млн. тонн
- в переходном диапазоне 3.0 млн. тонн
Общее техническое состояние вагонов для перевозки скоропортящихся грузов
- Направленность заводов-изготовителей на производство универсальных грузовых вагонов привела к тому, что на сегодняшний день ни один производитель СНГ не способен представить на рынок работоспособную систему энергоснабжения вагона и новые модели вагонов, которые способны обеспечить сохранность потребительских свойств продовольственных грузов при низких эксплуатационных затратах.
- Доля затрат в себестоимости перевозки, которые можно оптимизировать за счет применения альтернативных технологий получения электроэнергии для вагона составляет до 15%,
а с учетом эксплуатационных затрат по содержанию вагонов-дизельгенераторов – 44%. - Физический износ эксплуатируемого сегодня на сети ОАО «РЖД» рефрижераторного
и изотермического парка вагонов и вагонов-дизельгенераторов не менее 90%. - К 2020 году прогнозируется полное выбытие парка рефрижераторных и изотермических вагонов, вагонов-дизельгенераторов (порезка на металлолом), начнется массовый исход действующих операторов с рынка перевозок скоропортящегося груза по причине отсутствия парка вагонов специализирующихся для перевозки температурных грузов.
- В 2021 году на рынке не останется ни одного оператора способного перевезти скоропортящиеся грузы по железной дороге.
- Технологии перевозок скоропортящихся грузов в КРК «заточена» под массовые перевозки и фиксированные маршруты
Износ и остаточный ресурс вагонов для перевозок СПГ
Наименование группы основных фондов | Срок службы, установленный нормативными документами ОАО "РЖД", в месяцах | Средний уровень износа, % |
Транспортные средства | 2 - 324 | 75,1% |
Изотермический подвижной состав | 2 - 312 | 83,5% |
Изотермический Вагон | 2 - 312 | 95,3% |
Вагон - Термос | 14 - 131 | 92,9% |
Групповой Рефрижираторный Подвижной Состав | 12 - 157 | 62,6% |
Автономный Рефрижераторный Вагон | 14 - 50 | 53,7% |
Автономный Рефрижераторный Вагон с сопровождением | 139 - 157 | 6,1% |
Другие ТС | 3 - 324 | 41,1% |
Служебно-Дизельный Вагон | 71 - 149 | 64,9% |
Крытый Вагон | 300 | 25% |
Фитинговая Платформа | 50 - 429 | 54% |
Инновационные продукты от Разработчиков предлагаемые рынку
- Система автономного энергоснабжения грузовых вагонов и платформ ТУ 3183-006-01124336-2014.
- Универсальная вагон-платформа с Системой автономного энергоснабжения модель 13-9565.
- Вагон изотермический модель 16-1807-04 .
- Автономный рефрижераторный вагон модель 16-1817-01
с улучшенными коммерческими и технико-эксплуатационными характеристиками. - Автономный рефрижераторный вагон модель 16-1817 с системой автономного энергоснабжения и с зонированием температурных режимов внутри грузового помещения.
Вагон-термос изотермический модель 16-1807-04
1. Грузоподъемность, тн |
58,0 |
2. Масса тары, тн |
35,5 |
3. Расчетная нагрузка от колесной пары на рельсы, кН (тс) |
230,5 (23,5) |
4. Объем кузова, м3 |
145 |
5. Размеры кузова внутри, мм |
|
- длина |
18 400 |
- ширина |
2800 |
- высота по боковой стенке |
2540 |
- высота от настила до крыши |
2970 |
6. Площадь пола, м2 |
50,6 |
7. Размеры дверного проема в свету, мм |
2 850х2 110 |
8. Количество дверей |
2 |
9. Конструкционная скорость м/с (км/ч) |
33,3 (120) |
10. Длина вагона по осям сцепления автосцепок, мм |
19840 |
11. Габарит |
1-ВМ |
12. Тип автосцепки |
СА-3 |
13. Высота оси автосцепки от уровня головки рельса, мм |
1060 |
14. Общий коэффициент теплопередачи, Вт/(м2К) |
0,25 |
Предназначен для перевозки скоропортящихся грузов, требующих защиты от воздействия высоких и низких температур воздуха внешней среды, термически подготовленных до погрузки (замороженных, охлажденных, или обогретых) со сроком годности до 10 суток и не выделяющих биологическое тепло, а также нескоропортящихся продовольственных и непродовольственных тарно-штучных грузов.
Вагон-термос должен изготавливаться в исполнении «УХЛ» для категории размещения 1 ГОСТ 15150 с обеспечением эксплуатационной надежности в диапазоне температур от минус 60 °С до плюс 50 °С.
Конкурентные преимущества перед аналогами :
- Срок доставки груза с сохранением температурного режима до 10 суток против
3 – 6 суток у аналогичных вагонов.
- Вагоны оборудованы датчиками контроля температуры и системой GPRS-навигацией. которая позволит в режиме «реального времени» проконтролировать температурный режим при погрузке груза, а также температурный режим при движении груза. Данные о температурном режиме будут поступать грузовладельцу в виде смс на телефон, либо на компьютер диспетчера.
- Теплоизоляция вагона имеет коэффициент теплопередачи не более 0,25 Вт/(м2*К) против 0,40-0,50 Вт/(м2*К) у существующего эксплуатируемого на сети изотермического и рефрижераторного парка вагонов.
-По заказу оператора вагоны могут быть оборудованы съемными генераторами по производству «бинарного» льда, эксплуатация вагонов с таким оборудованием в составе ускоренных рефрижераторных поездов позволит забрать объемы перевозки морепродуктов «премиум класса» у авиаперевозчиков на основании значительно более низкой себестоимости грузоперевозки.
-Нормативный срок эксплуатации вагона – 25 лет.
Завершение сертификации: август 2019 года
Объем выпуска (расчетный) август – декабрь 2019 года до 60 вагонов в месяц
Объем выпуска (расчетный) 2020 – 2025 года ≥ 200 вагонов в месяц